Гиперзвуковой рубеж: может ли американский «Волнолёт» сравниться с российским «Кинжалом»

Гиперзвуковое ракетное вооружение еще несколько лет назад воспринималось общественностью лишь как фантазия, прожект, которому не суждено быть воплощенным в жизни. Однако технологический прогресс позволил за очень короткий срок не только разработать, но и создать ракету, летящую на скорости в несколько раз превосходящей скорость звука. Особенно приятно, что таких небывалых успехов удалось достичь российским военным инженерам. Речь идет о принятом на вооружение авиационном комплексе «Кинжал».

Эта ракета способна преодолевать расстояние в 2 тысячи км за очень короткий срок, поскольку ее скорость достигает 10 Махов — 12 тысяч км/ч. Ничего подобного раньше в мире не было. После оглашения информации о российском «чуде» американские представители насторожились и стали уверять, что также обладают подобными технологиями, поскольку еще в 2013 году проводили успешные испытания своей гиперзвуковой ракеты Boeing Х-51А Waverider («Волнолёт»). Встал вполне логичный вопрос о том, какая же ракета лучше, если обратиться к техническим возможностям и современным реалиям.
Boeing Х-51А Waverider
Boeing Х-51А Waverider

Очевидно, что говорить о преимуществе Х-51А изначально не приходится, учитывая, что ракета за 5 лет так и не была принята на вооружение. Связано это с низкой эффективность. На учениях ракета развила скорость 5,1 Маха, преодолев гиперзвуковой рубеж. Данный факт был разрекламирован военными компаниями США. Однако специалисты намеренно опустили часть о том, что ракета при такой скорости пролетела лишь несколько километров, после чего «притормозилась» до сверхзвука. Это не позволяет назвать ее полноценной гиперзвуковой ракетой. «Кинжал», в свою очередь, отработал всю дистанцию на заданных параметрах скорости. Важной особенностью российской разработки является запуск с авианосителя.

Для этой задачи был выбран один из самых быстрых самолетов РФ – истребитель-перехватчик МиГ-31БМ. Этот самолет развивает скорость свыше 3400 км/ч, что необходимо в качестве стартовой площадки для гиперзвукового «Кинжала». Принцип разгона ракеты построен на использовании твердотопливного двигателя, позволяющего «Кинжалу» за считанные секунды развить 12000 км/ч. В дальнейшем ракета стремится к цели по инерции. Американцы в свой «Волнолёт» установили прямоточный воздушно-реактивный двигатель, что стало явным упущением. Российская разработка действует по совершенно иной, более продвинутой технологии.

МиГ-31БМ с ракетой «Кинжал»
МиГ-31БМ с ракетой «Кинжал»

Важно отметить еще одно очень важное преимущество «Кинжала». Авиационный комплекс поднимается на высоту 40-50 км и летит со скоростью почти 3,5 км/с. Заданная высота является наиболее оптимальной с точки зрения противостояния сопернику, обладающему системами перехвата. Для комплексов ПВО это слишком высоко, для систем ПРО – слишком низко. Таким образом получается фактически беспрепятственно поразить стратегические объекты, либо авианесущие ударные группировки противника. Американская ракета летит по привычной траектории, что позволяет иметь возможность на перехват.

Boeing Х-51А Waverider
Boeing Х-51А Waverider

Неудивительно, что США открыли новую военную программу по созданию гиперзвуковых ракет, способных догнать по своему технологическому потенциалу ракеты РФ. Однако на подобные разработки требуется много времени и вложений. Кроме того, будущие проекты инженеры станут реализовывать на основе «Волнолёта», который уже проигрывает «Кинжалу» по своим даже потенциальным возможностям. Можно смело сказать, что в гонке за гиперзвук у России есть огромная фора, которую американцы отыграть не смогут, ведь и российские инженеры без дела сидеть не станут, продолжая модернизировать системы. Ведь техническая база за счет «Кинжала» уже заложена.

Написать ответ

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.